Во время вождения разрешается пользоваться «громкой связью» и использовать проводные или беспроводные устройства громкой связи. Самое главное — водитель должен держать руль, а не мобильный телефон, так как, согласно статистике, разговор по телефону является одним из основных отвлекающих факторов для водителей и увеличивает риск аварии в четыре раза.
Первоначально штрафы за разговоры по телефону были введены в 2007 году и составляли всего 300 рублей. В настоящее время эта сумма увеличилась до 1500 рублей (статья 12.36.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Под эту статью подпадает использование мобильного телефона за рулем — речь, разговор, SMS и т.д.
По истечении первых 20 дней после вынесения постановления с помощью банковской карты штраф можно оплатить со скидкой 50 %.
Если суммы за столь незначительные правонарушения кажутся вам чрезмерными, обратитесь к опыту европейских стран. Например, в Великобритании вас могут оштрафовать на 200 фунтов стерлингов (19, 579 рублей), за речь в Нидерландах — на 230 евро (19, 150 рублей), в Испании — на 200 евро (16, 652 рубля), в Италии — на 160 евро (13, 320 рублей).
Почему опасно пользоваться телефоном за рулем?
Английская компания Royal Company of Prevention изучила последствия использования мобильного телефона за рулем. Они детально изучили результаты исследования и пришли к выводу, что использование телефона за рулем негативно влияет на внимание водителя. Разговор по телефону мешает вождению:
Большая часть исследований проводилась с использованием ручных мобильных телефонов. Однако даже такое использование мобильных телефонов отвлекает водителей и снижает их способность к безопасному вождению.
Использование телефона особенно опасно в темное время суток. После яркого экрана дочери требуется время, чтобы перефокусироваться и уловить объекты на заднем плане.
Есть также доказательства того, что использование мобильного телефона за рулем вызывает серьезные проблемы у водителей, относящихся к «категориям риска», названным СЦ: молодых (до 20 лет), начинающих и пожилых (старше 65 лет). Водители.
Использование телефона значительно повышает риск дорожно-транспортных происшествий, потому что мозг вынужден концентрироваться на двух видах деятельности одновременно, так что телефон и вождение требуют от мозга одновременной концентрации на двух видах деятельности. Когда умственная работа выполняется одновременно, мозг быстрее устает, и концентрация внимания снижается.
Согласно одному из исследований, использование телефона увеличивает риск попасть в аварию в четыре раза! Помимо речи, которая отвлекает водителя, к другим видам телефонной деятельности относятся.
Таким образом, абстрактный водитель за рулем становится возможной угрозой на дороге (независимо от того, говорит ли этот человек по телефону или через беспроводную гарнитуру). Чтобы безопасно ответить на звонок, рекомендуется прекратить движение, припарковаться в нужном месте и перезвонить абоненту.
Кто фиксирует правонарушение?
Уже сейчас дорожные камеры, а также сотрудники ГИБДД могут штрафовать за мобильную речь во время движения автомобиля. За первые два месяца такой практики в Москве 247 водителей получили «письма счастья». Пока новые дорожные камеры установлены только в столице, но в будущем они будут использоваться и в других городах России.
В настоящее время сотрудники ГИБДД фиксируют нарушения различными способами.
Важно: Штрафы за использование мобильного телефона во время вождения встречаются крайне редко, но они возможны, если сотрудник дорожной полиции должен выполнить определенный план.
К способам законного использования мобильного телефона за рулем относятся.
Мобильные телефоны могут быть подключены к мультимедийной системе автомобиля через Bluetooth.
Лучший способ избежать штрафов — использовать удобную гарнитуру во время движения. А еще лучше — остановиться и поговорить по телефону на парковке. Эти меры помогут вам избежать как финансовых штрафов, так и аварий!
Строгин Роман Витальевич эксперт по юридическим вопросам
Телефонные разговоры за рулем: основные правила и варианты действий в случае ДТП
Водители считают, что пользоваться мобильным телефоном за рулем опасно — и все равно делают это. Но даже если инцидент не закончился аварией, вас все равно могут оштрафовать. Мы проанализировали практику обжалования подобных санкций. Она показывает, что штрафы сложно отменить, а решения редко принимаются в пользу водителя. В одном из случаев истец получил помощь по телефону, но суды, безусловно, не всегда их принимают. Другие аргументы в пользу водителей и против них — в выборе.
По данным ГИБДД, 56 % водителей считают, что использование телефона за рулем опасно и может привести к аварии. При этом большинство автовладельцев отвлекаются на мобильные телефоны: 62 % разговаривают по телефону, 31 % пишут сообщения и 13 % пользуются социальными сетями, пишет «Российская газета». В 2018 году по статье 12.36.1 КоАП («Нарушение правил пользования телефоном водителями транспортных средств») было возбуждено 81 500 дел, а с 2019 года — 84 800 дел.
В Германии и других европейских странах, по данным Acimobiles.ru, каждая десятая авария — результат невнимательности водителя со смартфоном. В России отдельной статистики по количеству аварий, вызванных телефонами, нет. Однако в новостных лентах можно найти сообщения о подобных авариях. Например, осенью 2022 года в Калининградской области водитель автобуса попал в аварию после того, как сделал фото на телефон. В результате погибла женщина, а еще пять пассажиров, в том числе подросток, получили травмы.
Чтобы сократить число подобных аварий, полиция и волонтеры проводят среди водителей разъяснительную работу. Использование устройств за рулем крайне опасно.
Основные правила.
Понять. 2. 7 Правил дорожного движения («Общие обязанности водителей») запрещает водителям пользоваться мобильными телефонами во время движения. Это относится к устройствам, которые не могут говорить «по громкой связи». Нарушителю грозит штраф в размере 1500 рублей в соответствии со статьей 12.36.1 КоАП. При оплате штрафа в течение первых 20 дней предоставляется скидка 50 % (ст. 32. 2, ч. 1. 3 КоАП). Штрафы налагаются как сотрудником ГИБДД, так и с помощью фотокамер.
В законе не уточняется, что подразумевается под термином «использование телефона», и адвокат «Ярилов и партнеры» «Ярилов и партнеры» оценивает ситуацию в регионе. Группа Разрешение споров Общая юрисдикция Группа Уголовное право Группа Банкротство Группа Недвижимость, земля и строительство Группа Пищевые процедуры (средняя и малая разница: средний рынок) x Амир Гасанов. Однако Мосгорсуд разъяснил этот вопрос. Он вмешивается в создание речевок, внедрение данных, чтение сообщений и другие действия, которые снижают внимание водителей, приводят к вождению и авариям (дело № 33-20786/2022). Аналогичная позиция содержится и в деле № 21-902/2020 Алтайского краевого судьи. В большинстве случаев водителей наказывают за телефонные разговоры и сообщения, говорит начальник отдела административного, уголовного и автотранспортного законодательства Национальной юридической службы «Амулекс» «Амулекс Федеральный рейтинг». Команда по банкротству (реструктуризация и консультирование) x Любовь Шеванова.
При этом закон не запрещает использовать руки без рук. Например, речь с помощью наушников или громкой связи, использование гаджетов в качестве навигаторов. Основное условие — водители не должны держать телефон в руках во время движения.
Не разговаривайте, держа мобильный телефон в руке. Не вводите данные, не читайте другие действия, которые снижают внимание, мешают вождению или создают риск аварии.
Говорите в наушник или по громкой связи, либо используйте его в качестве пилота и задействуйте голосовой помощник.
Хотя полного запрета нет, некоторые эксперты считают, что разговаривать по телефону за рулем — вообще не лучшая идея. Слышно все, что угодно, и непонятно, как это влияет на водителя.
По телефону он может сообщить о несчастном случае с родственниками родителей, пожаре или еще о чем-нибудь похуже. Из-за этого даже водители с большим опытом могут потерять контроль над ситуацией, съехать с дороги и не оценить опасность.
Судебная практика.
Если водитель получает штраф за использование мобильного телефона за рулем, оспорить наказание может быть непросто. Хасанов отмечает, что на практике мало решений в пользу водителя. Мы собрали судебную практику и различные подходы.
Судя по делу, наложить штраф за использование мобильного телефона за рулем невозможно. Верховный суд Республики Карелия, дело № 21-177/2019.
После этого сотрудник ГИБДД наложил на водителя Mercedes-Benz Алексея Семинкина* штраф в размере 1 500 рублей по п. 12. 36. 1 («Нарушение водителем транспортного средства») Кодекса об административных правонарушениях. Водитель оспорил штраф в Костомухинском суде Республики Карелия, отметив, что по телефону он не разговаривал (дело № 12-51/2019). Кроме того, в его автомобиле установлена специальная беспроводная трубка, которую он использует для телефонных звонков. Пассажир, коллега Семенихина, показал, что водитель не разговаривал по мобильному телефону. Однако судья Евгений Бехтерев отклонил это дело. По его мнению, если есть мобильный телефон, это не значит, что им пользовались. А к показаниям Лайтикова нужно относиться критически, так как он является коллегой Семенихина.
После этого водитель написал жалобу в Верховный суд Республики Карелия. Судья Станислав Щепалов отметил, что единственным доказательством по делу является постановление ГИБДД. Он пояснил, что видеозаписи материала не было и что инспектор не видел телефона в руке Семенихина. Было установлено, что водителя привлекли к делу на основании дела. Щепалов отменил постановление инспектора и первоначальное правовое решение и отказал в возбуждении дела в связи с неустановленным правонарушением.
Камера наблюдения зафиксировала, как водитель Mitsubishi Outlander разговаривает по мобильному телефону. На владельца автомобиля Игоря Смолина* был наложен штраф в размере 1 500 рублей (ст. 12. 36. 1 КоАП РФ).
Смолин обжаловал штраф в Измайловском районном суде г. Москвы (дело № 12-2826/2021). Он утверждал, что не управлял автомобилем и поэтому не должен был платить штраф. Судья Екатерина Короткова возразила, что в соответствии со статьей 2.6.1 Закона об административных правонарушениях («Административная ответственность владельца транспортного средства») владелец транспортного средства должен нести ответственность, если нарушение было зафиксировано в камере. В связи с этим он отказал в удовлетворении ходатайства. Московский суд первой инстанции утвердил заключение первой степени.
Инспекторы ГИБДД посчитали, что водитель автобуса Игорь Новиков*, ехавший по другой стороне улицы, пользуется телефоном. Новиков был оштрафован на 1 500 рублей (статья 12.36.1 Кодекса об административных правонарушениях).
Он обжаловал штраф в Волдском суде, объяснив, что пользовался телефоном на остановке, а не во время движения (дело № 12-1098/2018). Однако судья Марина Зайцева не удовлетворила иск, так как инспектор действовал законно и не был заинтересован в деле. Тогда водитель написал жалобу в Волонгский районный суд (дело № 7-665/2018). Он предоставил детализацию звонков, из которых следовало, что он не разговаривал по телефону. По итогам рассмотрения судья Елена Мальцева отменила решение нижестоящего суда и закрыла производство по делу.
Шебанова предупредила, что такое решение — холостяцкое. Суды не всегда принимают детализацию звонка в качестве неоспоримого доказательства невиновности водителя.
Так, по делу № 12-52/2020 Олег Сорокин*, водитель автомобиля Toyota Chaser, был приговорен к штрафу за мобильный телефон за рулем (ст. 12. 36. 1 Кодекса). Он оспорил штраф в Шилкинском районном суде Забайкальского края и представил телефон. Кроме того, автомобиль был оборудован наушниками для использования с наушниками.
Однако судья Юлия Терновая постановила, что детализация звонков не является достоверным доказательством того, что Сорокин не пользовался телефоном. Например, он не мог совершить звонок, но мог прочитать сообщение. А тот факт, что в машине есть наушники, не доказывает невиновность водителя. В итоге суд отклонил дело.
*Имя и фамилия изменены автором.