1. Органы дознания и следствия обязаны принимать и проверять сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении и принимать по ним решение в установленные сроки, не позднее трех суток со дня поступления сообщения. В ходе проверки могут запрашиваться объяснения, образцы для сравнительного исследования, изыматься документы и предметы, назначаться экспертизы, проводиться осмотры места происшествия и другие необходимые действия.
2. Проверка сообщений о преступлениях, распространенных через средства массовой информации, осуществляется по поручению прокурора или руководителя следственного органа.
3. В случае необходимости руководитель следственного органа может продлить срок проверки до 10 суток, а при сложности дела — до 30 суток по ходатайству следователя или дознавателя.
4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении.
5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в установленном порядке.
6. Заявление потерпевшего или его представителя по делам частного обвинения рассматривается в суде.
Статья 145. Решения по результатам проверки сообщения о преступлении
1. По результатам проверки сообщения о преступлении орган дознания или следственный орган принимает решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении или о передаче дела в другой орган.
2. Заявителю сообщается о принятом решении, при этом он информируется о своем праве на апелляцию и процедуре обжалования.
3. Если принято решение, указанное в пункте 3 первой части данной статьи, орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа предпринимают меры по сохранению следов преступления.
Статья 143. «Уголовно-процессуальный кодекс РФ» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 22.04.2024)
Статья 143 УПК РФ . Рапорт о выявлении признаков преступления
Статья 143. Рапорт о выявлении признаков преступления
Если сообщение о совершенном или готовящемся преступлении получено не из указанных в пунктах 1, 2 и 4 первой части статьи 140 настоящего Кодекса источников, то лицо, получившее такое сообщение, составляет рапорт о выявлении признаков преступления.
Комментарий к статье 143 УПК РФ
1. Рапорт может рассматриваться в качестве доказательства в уголовном деле (иным документом — см. ст. 84 УПК), если он подписан сотрудником правоохранительного органа, содержит необходимые данные о преступлении и указывает на источник информации. Рапорт без указания источника информации о преступлении не может служить доказательством (ч. 1 ст. 75 УПК). Если сведения об источнике являются государственной тайной, они не указываются в рапорте, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (см. п. 4 ст. 5 ФЗ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»; ч. 1 ст. 12 ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»). Если из-за секретности источника оперативной информации рапорт не содержит его указания, он может послужить основанием для возбуждения уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), но не может быть доказательством.
2. Содержание рапорта зависит от первоисточника информации о преступлении («иного источника»). В рапорте отражается первоначальное сообщение о преступлении, пересказанное лицом, составившим рапорт. Для того чтобы такой рапорт мог стать основанием для возбуждения дела, необходимо, чтобы: 1) первоначальное сообщение, на основе которого составлен рапорт, само не содержало признаков заявления о преступлении (см. ст. 141) или явки с повинной (см. ст. 142 УПК); 2)
В случае обнаружения признаков преступления иным источником может быть например, непосредственное обнаружение признаков преступления. Такие признаки могут быть выявлены при исполнении служебных обязанностей работниками органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и другими правоохранительными органами. Например, рапорт сотрудника патрульно-постовой службы о факте нарушения общественного порядка, рапорт следователя об отказе свидетеля от дачи показаний. При этом непосредственное обнаружение признаков преступления может быть связано с фактическим задержанием предполагаемого преступника. (См. коммент. к ст. ст. 91 — 92). Особое значение имеет рапорт об обнаружении признаков преступления в ходе ОРД. Согласно ст. 11 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРД могут послужить основанием для возбуждения дела. Материалы оперативных проверок — это результаты оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), которые передаются органам уголовного преследования в порядке, установленном ведомственными нормативными актами. Органы, осуществляющие ОРД, одновременно являются органами дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК) и имеют право возбуждать уголовные дела при обнаружении признаков преступления. О использовании результатов ОРД в качестве доказательств см. коммент. к ст. 89. Между оперативно-розыскным законодательством и комментируемой статьей УПК существует коллизия, вызывающая трудности в правоприменении. Согласно ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» основанием для проведения ОРМ являются ставшие известными соответствующим органам сведения о признаках преступления, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении дела. Это положение не дает оснований для нарушения УПК. Полученные оперативными органами сведения о признаках преступления всегда могут послужить поводом для оперативно-розыскной проверки (проведения ОРМ). Однако если эти сведения обладают признаками заявления (ст. 141 УПК) или явки с повинной (ст. 142 УПК), они должны быть приняты (официально зарегистрированы) в уголовно-процессуальном порядке (ст. 144 УПК).
Возникает проблема выбора между оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной проверкой в случаях, когда сведения о преступлении не являются достаточными для возбуждения дела.
Порядок рассмотрения сообщений о преступлении
Понятие «сообщения о преступлении» в российском законодательстве определено статьей 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой права, сообщением о преступлении является заявление о совершении преступления, явка с повинной или рапорт об обнаружении преступления.
Заявление о преступлении может быть представлено как устно, так и в письменной форме. При этом письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное оформляется в виде протокола, который также подписывается заявителем и лицом, принявшим его.
Под явкой с повинной понимается добровольное признание лицом совершения им преступления. Такое признание может быть сделано как в письменной, так и в устной форме.
Рапорт об обнаружении преступления составляется сотрудником правоохранительного органа в соответствии с требованиями УПК РФ по данным о преступлении, полученным из источников, отличных от указанных выше.
Принятие и проведение предварительной проверки сообщения о преступлении возлагается исключительно на должностное лицо правоохранительного органа. Эта обязанность является одним из аспектов общего правила, закрепленного в статье 2 Конституции РФ, о обязательстве государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Обязанность принимать сообщения о преступлениях позволяет следователю (дознавателю и т.д.) на этапе проверки реагировать на каждый факт совершения деяния, содержащего признаки уголовного преступления.
Однако проведение проверки сообщения о преступлении регламентируется уголовно-процессуальными сроками, установленными законом для этого вида деятельности.
Исчисление процессуальных сроков для проверки начинается с момента регистрации сообщения о преступлении в правоохранительном органе в соответствии с внутренними нормативными актами, регламентирующими данную процедуру. Лицу, заявившему о преступлении, выдается талон-уведомление, подтверждающий факт регистрации сообщения.
Согласно статье 144 УПК РФ, в течение 3 суток с момента принятия сообщения о преступлении должны проводиться проверочные мероприятия, включая документальные проверки, осмотры, экспертизы, исследования документов, предметов, трупов, привлечение специалистов и запросы материалов у редакций средств массовой информации для подтверждения сообщения о преступлении.
Если провер
Одно из первоочередных решений, упомянутых в вышеуказанной статье кодекса, состоит в возбуждении уголовного дела. Процедура возбуждения уголовного дела общественного обвинения установлена в статье 146 УПК РФ. В то же время, Уголовно-процессуальный кодекс также регулирует порядок возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения (ч. 4 ст. 20, ст. 147 и ч. 3 ст. 318 УПК РФ).
Решение о возбуждении уголовного дела принимается только в случае, если после проверки, проведенной по сообщению о преступлении, установлено наличие соответствующих оснований и поводов.
Если результаты проверки не предоставили достаточных данных, указывающих на объективную сторону преступления, должностное лицо выносит решение об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с требованиями статьи 148 УПК РФ.
Третье важное процессуальное решение заключается в передаче сообщения о преступлении на рассмотрение другому органу или органу, расположенному на другой территории.
Это решение отличается от первых двух тем, что является промежуточным. То есть его принятие не означает завершение рассмотрения сообщения о преступлении. После него обязательно должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении на основании материалов проверки.
По результатам рассмотрения каждого из этих трех решений по сообщению о преступлении обязательно составляется письменное уведомление лица, которое его сообщило, с приложением копии соответствующего постановления и разъяснением процедуры его обжалования.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
1. Органы дознания и следствия обязаны принимать и проверять сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении и принимать по ним решение в установленные сроки, не позднее трех суток со дня поступления сообщения. В ходе проверки могут запрашиваться объяснения, образцы для сравнительного исследования, изыматься документы и предметы, назначаться экспертизы, проводиться осмотры места происшествия и другие необходимые действия.
2. Проверка сообщений о преступлениях, распространенных через средства массовой информации, осуществляется по поручению прокурора или руководителя следственного органа.
3. В случае необходимости руководитель следственного органа может продлить срок проверки до 10 суток, а при сложности дела — до 30 суток по ходатайству следователя или дознавателя.
4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении.
5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в установленном порядке.
6. Заявление потерпевшего или его представителя по делам частного обвинения рассматривается в суде.
Статья 145. Решения по результатам проверки сообщения о преступлении
1. По результатам проверки сообщения о преступлении орган дознания или следственный орган принимает решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении или о передаче дела в другой орган.
2. Заявителю сообщается о принятом решении, при этом он информируется о своем праве на апелляцию и процедуре обжалования.
3. Если принято решение, указанное в пункте 3 первой части данной статьи, орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа предпринимают меры по сохранению следов преступления.
Статья 143. «Уголовно-процессуальный кодекс РФ» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 22.04.2024)
Статья 143 УПК РФ . Рапорт о выявлении признаков преступления
Статья 143. Рапорт о выявлении признаков преступления
Если сообщение о совершенном или готовящемся преступлении получено не из указанных в пунктах 1, 2 и 4 первой части статьи 140 настоящего Кодекса источников, то лицо, получившее такое сообщение, составляет рапорт о выявлении признаков преступления.
Комментарий к статье 143 УПК РФ
1. Рапорт может рассматриваться в качестве доказательства в уголовном деле (иным документом — см. ст. 84 УПК), если он подписан сотрудником правоохранительного органа, содержит необходимые данные о преступлении и указывает на источник информации. Рапорт без указания источника информации о преступлении не может служить доказательством (ч. 1 ст. 75 УПК). Если сведения об источнике являются государственной тайной, они не указываются в рапорте, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (см. п. 4 ст. 5 ФЗ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»; ч. 1 ст. 12 ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»). Если из-за секретности источника оперативной информации рапорт не содержит его указания, он может послужить основанием для возбуждения уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), но не может быть доказательством.
2. Содержание рапорта зависит от первоисточника информации о преступлении («иного источника»). В рапорте отражается первоначальное сообщение о преступлении, пересказанное лицом, составившим рапорт. Для того чтобы такой рапорт мог стать основанием для возбуждения дела, необходимо, чтобы: 1) первоначальное сообщение, на основе которого составлен рапорт, само не содержало признаков заявления о преступлении (см. ст. 141) или явки с повинной (см. ст. 142 УПК); 2)
В случае обнаружения признаков преступления иным источником может быть например, непосредственное обнаружение признаков преступления. Такие признаки могут быть выявлены при исполнении служебных обязанностей работниками органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и другими правоохранительными органами. Например, рапорт сотрудника патрульно-постовой службы о факте нарушения общественного порядка, рапорт следователя об отказе свидетеля от дачи показаний. При этом непосредственное обнаружение признаков преступления может быть связано с фактическим задержанием предполагаемого преступника. (См. коммент. к ст. ст. 91 — 92). Особое значение имеет рапорт об обнаружении признаков преступления в ходе ОРД. Согласно ст. 11 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРД могут послужить основанием для возбуждения дела. Материалы оперативных проверок — это результаты оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), которые передаются органам уголовного преследования в порядке, установленном ведомственными нормативными актами. Органы, осуществляющие ОРД, одновременно являются органами дознания (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК) и имеют право возбуждать уголовные дела при обнаружении признаков преступления. О использовании результатов ОРД в качестве доказательств см. коммент. к ст. 89. Между оперативно-розыскным законодательством и комментируемой статьей УПК существует коллизия, вызывающая трудности в правоприменении. Согласно ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» основанием для проведения ОРМ являются ставшие известными соответствующим органам сведения о признаках преступления, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении дела. Это положение не дает оснований для нарушения УПК. Полученные оперативными органами сведения о признаках преступления всегда могут послужить поводом для оперативно-розыскной проверки (проведения ОРМ). Однако если эти сведения обладают признаками заявления (ст. 141 УПК) или явки с повинной (ст. 142 УПК), они должны быть приняты (официально зарегистрированы) в уголовно-процессуальном порядке (ст. 144 УПК).
Возникает проблема выбора между оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной проверкой в случаях, когда сведения о преступлении не являются достаточными для возбуждения дела.
Порядок рассмотрения сообщений о преступлении
Понятие «сообщения о преступлении» в российском законодательстве определено статьей 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой права, сообщением о преступлении является заявление о совершении преступления, явка с повинной или рапорт об обнаружении преступления.
Заявление о преступлении может быть представлено как устно, так и в письменной форме. При этом письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное оформляется в виде протокола, который также подписывается заявителем и лицом, принявшим его.
Под явкой с повинной понимается добровольное признание лицом совершения им преступления. Такое признание может быть сделано как в письменной, так и в устной форме.
Рапорт об обнаружении преступления составляется сотрудником правоохранительного органа в соответствии с требованиями УПК РФ по данным о преступлении, полученным из источников, отличных от указанных выше.
Принятие и проведение предварительной проверки сообщения о преступлении возлагается исключительно на должностное лицо правоохранительного органа. Эта обязанность является одним из аспектов общего правила, закрепленного в статье 2 Конституции РФ, о обязательстве государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Обязанность принимать сообщения о преступлениях позволяет следователю (дознавателю и т.д.) на этапе проверки реагировать на каждый факт совершения деяния, содержащего признаки уголовного преступления.
Однако проведение проверки сообщения о преступлении регламентируется уголовно-процессуальными сроками, установленными законом для этого вида деятельности.
Исчисление процессуальных сроков для проверки начинается с момента регистрации сообщения о преступлении в правоохранительном органе в соответствии с внутренними нормативными актами, регламентирующими данную процедуру. Лицу, заявившему о преступлении, выдается талон-уведомление, подтверждающий факт регистрации сообщения.
Согласно статье 144 УПК РФ, в течение 3 суток с момента принятия сообщения о преступлении должны проводиться проверочные мероприятия, включая документальные проверки, осмотры, экспертизы, исследования документов, предметов, трупов, привлечение специалистов и запросы материалов у редакций средств массовой информации для подтверждения сообщения о преступлении.
Если провер
Одно из первоочередных решений, упомянутых в вышеуказанной статье кодекса, состоит в возбуждении уголовного дела. Процедура возбуждения уголовного дела общественного обвинения установлена в статье 146 УПК РФ. В то же время, Уголовно-процессуальный кодекс также регулирует порядок возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения (ч. 4 ст. 20, ст. 147 и ч. 3 ст. 318 УПК РФ).
Решение о возбуждении уголовного дела принимается только в случае, если после проверки, проведенной по сообщению о преступлении, установлено наличие соответствующих оснований и поводов.
Если результаты проверки не предоставили достаточных данных, указывающих на объективную сторону преступления, должностное лицо выносит решение об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с требованиями статьи 148 УПК РФ.
Третье важное процессуальное решение заключается в передаче сообщения о преступлении на рассмотрение другому органу или органу, расположенному на другой территории.
Это решение отличается от первых двух тем, что является промежуточным. То есть его принятие не означает завершение рассмотрения сообщения о преступлении. После него обязательно должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении на основании материалов проверки.
По результатам рассмотрения каждого из этих трех решений по сообщению о преступлении обязательно составляется письменное уведомление лица, которое его сообщило, с приложением копии соответствующего постановления и разъяснением процедуры его обжалования.