Как и любой другой законодательный процесс, законодательный процесс имеет стадии, и есть стадия обсуждения законопроекта, которая называется сессией чтения. Другие стадии связаны с работой комитетов и комиссий Торговой палаты, поэтому их часто называют комитетами. Процедура законодательного процесса, составляющая содержание этой стадии, регулируется конституционными нормами. Весь законодательный процесс подробно определен в Регламентах Государственной палаты и Федерального совета.
Наиболее общую стадию законодательного процесса можно определить как ряд процедур, способствующих достижению определенного правового результата. В зависимости от характера этих действий и достигнутых результатов одна стадия отличается от другой. Каждая стадия выполняется одна за другой в порядке, определенном процессуальными нормами. Таким образом, обеспечивается логическая последовательность процесса и создаются условия для поэтапного решения поставленных задач. Каждая стадия, осуществляемая отдельно и в определенные сроки, представляет собой комплексный этап законодательной деятельности и характеризуется относительной самостоятельностью и особой целесообразностью. Абрамова А. И. Взаимодействие российского парламента в современном законодательном процессе // Журнал российского права. — 2008. — №. 7. — C. 19-20.
В принципе можно выделить четыре основные стадии законодательного процесса.
Количество стадий может варьироваться в зависимости от позиции участников законодательного процесса по принятому закону.
Поэтому, если Федеральный совет не одобрит закон, могут последовать два дополнительных этапа.
Напротив, если федеральный закон, одобренный ДУММ, не подлежит обязательному рассмотрению Федеральным советом (ст. 106 Конституции) или не был рассмотрен верхним органом в течение 14 дней, а также если имеется косвенное одобрение закона СЦ, то третья стадия не предусмотрена.
Более того, эти две стадии также являются более сильными, если Президент Российской Федерации использует свое право вето.
Стадия законодательной инициативы — официальное внесение законопроекта в первоначальный парламентский процесс, т.е. в компетентный парламентский орган уполномоченным субъектом.
К законопроектам, представляемым в государственные думы, предъявляются следующие требования Законопроекты, касающиеся введения или отмены налогов, освобождения от платежей, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также законопроекты, предусматривающие расходы, подлежащие финансированию из федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения правительства. Это положение гарантируется статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Государственного консульского регламента.
При внесении законопроекта необходимы следующие документы.
Текст законопроекта должен включать следующие положения.
Основная задача законодательного органа — одобрить проект Закона о рассмотрении, включив его в повестку дня заседания. Это соответствует мандату докладчика. Вопрос рассмотрения внесенного законопроекта — это защита законопроекта на предварительной экспертизе в Комитете, перед обсуждением на саммите Собрания.
Анализируя право Президента на законодательные инициативы, можно согласиться с мнением профессора С.А. Авакяном, приводя следующие аргументы.
Во-первых, согласно Конституции РФ, Президент гарантирует согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти (ст. 80). И если он вносит законопроект от своего имени, то тем самым оказывает давление на другие органы и заставляет их согласиться с его собственной версией понимания проблемы. Это и есть предмет законодательных инициатив.
Во-вторых, он должен подписать и издать закон. На этом этапе они получают свою оценку. Внесение законопроекта освобождает их от последующего наложения вето.
В-третьих, президент может поручить правительству осуществлять законодательные инициативы, так как по Конституции РФ оно полностью зависит от президента. Сопровождение законодательной инициативы Совета Федерации, находящейся на рассмотрении ДУМА, обеспечивается участием его представителей в законодательном процессе. Возможные формы такого участия включают положения законопроекта, вносимого в порядке законодательной инициативы; — обоснование необходимости одобрения законопроекта; — необходимость отстаивания позиции Совета Федерации по законопроекту и др.
Федеральный Совет поручает подготовку законопроекта одному или нескольким комитетам Палаты депутатов, к ведению которых относится данный вопрос.
Текст законопроекта должен быть представлен на рассмотрение Федерального совета вместе с текстом законопроекта.
Подготовка вышеуказанных документов возложена на компетентные комитеты Бундестага.