Ключевые слова: ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ; ПОДСУДНОСТЬ; КОМПЕТЕНЦИЯ; ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ; ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО; JURISDICTION; JURISDICTION; COMPETENCE; CIVIL PROCEDURE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION; CIVIL PROCEEDINGS.
В данной статье проводится анализ понятий «компетенция суда», «подведомственность» и «подсудность» в контексте гражданских дел. Освещаются изменения законодательства, вступившие в силу с момента создания апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
28 ноября 2018 года Президентом Российской Федерации был подписан законопроект, изменяющий Гражданский процессуальный кодекс РФ. В него внесены значительные изменения, включая расширение компетенции мировых судей и требование о наличии высшего юридического образования у представителей сторон в гражданских и арбитражных делах.
Термин «подведомственность» (в контексте разграничения полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов) заменен на термин «компетенция/подсудность» (в зависимости от контекста) [2, п. 40, ст. 6]. Законопроект также устанавливает новое требование по понятию подсудности: если суд общей юрисдикции обнаружит, что дело должно быть рассмотрено в другом суде общей юрисдикции, он обязан передать дело в соответствующий суд. Если несоответствие компетенции выявляется при подаче искового заявления, дело возвращается заявителю из-за неподсудности.
Компетенция представляет собой набор прав и обязанностей суда, установленных законодательством РФ, в рамках которых осуществляется правосудие и выполняются другие функции судебной власти [3, ст. 57].
Подведомственность гражданских дел — это отнесение спора о праве или другого юридического разбирательства к компетенции определенного суда.
Из данных определений следует, что понятие подведомственности является частью понятия «компетенция», однако в научной литературе эти термины часто трактуют как синонимы [см., например: 3]. Для корректной оценки такого подхода следует учитывать, что термин «компетенция» охватывает определенные субъекты права, обладающие особыми властными полномочиями, которые также являются их обязанностями. Поэтому введение термина «компетенция» обоснованно, поскольку оно расширяет круг вопросов, связанных с судебным разбирательством.
Важно учитывать правовые последствия неправильного определения подведомственности и подсудности (компетенции) на различных этапах гражданского процесса.
В настоящее время в случае, если гражданское дело не подпадает под юрисдикцию общей юрисдикции суда на стадии инициирования дела, выносится определение об отказе в принятии искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ). На последующих этапах дела принимается определение о прекращении производства по делу (абзац второй ст. 220 ГПК РФ) [1].
С момента начала работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции пункт 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ будет изменен. Он будет гласить, что судья отклоняет исковое заявление, если оно «подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке, включая конституционное или уголовное судопроизводство, производство по делам об административных правонарушениях, либо не подлежит рассмотрению в суде». Новая редакция пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ предусматривает возврат заявителю искового заявления в случае подсудности дела арбитражному суду. Однако на остальных стадиях гражданского процесса дело передается «по подсудности» в компетентный суд (включая арбитражный суд), который имеет право рассматривать спор.
Таким образом, законодатель практически уравнивает понятия компетенции и подсудности, что следует из анализа новой редакции норм ГПК РФ.
В настоящее время гражданин, подающий исковое заявление в неподходящий суд, должен изучить положения ГПК РФ и самостоятельно направить исправленное заявление в правильный суд, иначе оно не будет рассмотрено по существу.
Это положение будет изменено с введением в законную силу Федерального закона № 451-ФЗ, согласно которому суды должны передавать заявление в суд, компетентный для рассмотрения дела, в установленном законом порядке (подведомственность / подсудность) [2, п. 61, ст. 6]. Эти изменения значительно упростят процесс гражданского судопроизводства для физических лиц, так как не каждый гражданин обладает достаточными юридическими знаниями для самостоятельного определения подведомственности и подсудности дела. Подобные изменения в гражданском процессуальном законодательстве можно считать положительными с точки зрения упрощения доступа к юстиции.
Список литературы
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноя. 2002 г. № 138-ФЗ: в ред. Федер. закона от 27 дек. 2018 г. № 562-ФЗ // Рос. газ. — 2002. — 20 ноя.; 2018. – 29 дек.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 28 ноя. 2018 г. № 451-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. – 2018. – 28 ноя.
- Тихомиров Ю. А. Теория компетенции / Ю. А. Тихомиров. — М.: Изд. г-на Тихомирова, 2001. — 355 с.
Соблюдение норм о подведомственности как правовой пуризм: далеко идущие последствия
- На третьем или четвертом этапе апелляции суд округа аннулирует судебные акты и закрывает дело из-за неподведомственности спора.
Это решение вызывает двоякие эмоции. С одной стороны, оно явно защищает интересы стороны в процессе. Верховный Суд РФ признал, что стремление к «чистоте» права не должно приводить к автоматическому отменению судебных актов лишь из-за формальных нарушений, если они не влияют на правильность решения. С другой стороны, нарушение подведомственности дела — это серьезное нарушение процессуальных норм, которое ведет к обязательной отмене судебных актов. Появление таких норм в законодательстве демонстрирует их ключевую роль в обеспечении справедливости в судебной системе.
В своем определении Верховный Суд приходит к полностью противоположному выводу, который, по сути, позволяет сохранять судебный акт в определенных случаях, даже если имеются безусловные нарушения процессуального права. Тем не менее, эти нарушения именно потому и называются «безусловными», что их применение не зависит от действий сторон, возникших правовых последствий, а также от усмотрения апелляционного или кассационного суда. В этих случаях предусмотрено исключение из общих рамок проверки: суд не обязан реагировать на эти нарушения по жалобе и должен реагировать на них по собственной инициативе.
Итак, в результате мы видим следующее: концепция подведомственности уходит в прошлое, однако она оставляет за собой значительно спорные и противоречивые подходы, которые могут быть потенциально применимы к совершенно «чистым» процессуальным институтам.