С 1 марта в России заканчивается бесплатная приватизация садовых участков. Специалисты Рослистора Республики Татарстан начали напоминать себе об этом еще в начале февраля. Честно говоря, спешить с публикацией новости не стоило, ведь это не такая уж и новость, учитывая, что бесплатная приватизация для садоводов началась еще в 2001 году. Если говорить более конкретно, то 25 октября 2021 года вступил в силу Федеральный закон «Об усыновлении (удочерении) земельных участков». С принятием федерального закона все желающие в течение последних 20 лет могут оформить землю в СНТ от областей (муниципалитетов) в собственность без рынка. Однако, как только эта новость стала распространяться в СМИ, возникла путаница. Садоводы, занятые многими другими делами, а не постоянным чтением законов и постановлений, спутали бесплатную приватизацию с так называемой «Великой амнистией».
-Кто придумал, что «даккская амнистия» закончится 1 марта? Закон, введенный в нашей стране в 2006 году, не содержит специфической для садоводов терминологии, что неоднозначно для нас». -с чувством сказал Владимир Дайнекин, президент Союза садоводов Татарстана.
Тот, что идет из Рослиестра, уже отменен», — говорит Дмитрий Воробьев, председатель Общественного совета садоводов Республики Татарстан.
В качестве доказательства он прислал ссылку на статью, в которой говорится, что «президент Путин продлил «голландскую амнистию» до 1 марта 2031 года».
Вместе с Галиной Галиулиной, пресс-представителем Рослыстора Республики Татарстан, мы уточнили, что, каким законом и на какой срок будет введено. Таким образом, мы хотели бы сообщить вам следующее. Либеральная приватизация — это не «дакская амнистия». Это соглашение с государством, благодаря которому государство передаст садоводу землю в собственность без выкупа. И «дачная амнистия» не освобождает садовода от обязанности выкупать землю у государства, а лишь упрощает процедуру регистрации прав гражданина «на конкретный объект недвижимости». При создании и официальной регистрации свидетельства о праве собственности на один и тот же садовый участок потребуется собрать меньше документов. В этом и заключается суть «даккской амнистии».
Похоже, что все точки над «I» уже поставлены. Однако Дейнекин настаивал. Он снова изучил закон и заявил, что помимо пункта 2.7 статьи 3 закона о земельном праве (он писал, что бесплатная приватизация земли для садоводов закончится 1 марта 2022 года), это тот же самый закон. И в том же законе, и в той же статье есть пункт 3. Дейнекин читает его полностью:
— В случае установления земельного права, а также переоформления предоставленных прав на землю, постоянное (непрерывное) пользование в рамках одного предприятия в государстве или городе регистрации с оформлением в гражданскую собственность участка, ранее предоставленного в пожизненное владение, не ограничивается.
Глава Союза садоводов подчеркнул, что речь идет о регистрации, а не о приобретении, и что регистрация не ограничена. Возникло прямое конкурентное противоречие между двумя статьями одного закона. Взаимоисключающее противоречие! Разъяснять законодательные сложности пришлось с помощью двух экспертов — Альбины Гильфановой, юриста Союза садоводов Татарстана, и Ларисы Дрофиевой, независимого юриста.
— Пункт 2.7 гласит, что участки будут приватизированы бесплатно до 1 марта этого года «при соблюдении следующих условий в полном объеме». Список условий продолжается. В пункте 3 говорится, что есть условия, при которых приватизация останется бесплатной и после 1 марта 2022 года», — пояснила Лариса Дрофева.
Альбина Гильфанова добавила, что на бессрочную приватизацию могут рассчитывать садоводы, у которых есть документы о том, что земля предоставлена в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное — генетическое владение.
— Прежде всего, это государственный акт, — отметила юрист садовода.
Государственный сертификат на землю выдавался садоводам в 1990-х годах. Это был временный документ, который затем должен был быть заменен на свидетельство о праве собственности на участок. Многие садоводы получили анекдоты о своих государственных сертификатах.
— Эти государственные сертификаты лежат на полке. Люди их выдают и не берут. То ли не знают, что надо брать, то ли думают, что не надо», — рассказывали в Кадастровой палате в 1990-е годы.
Ищите свои документы. Если найдете государственный закон, после 1 марта идите в исполком. Благодаря этому закону вам без вопросов дадут землю, так как она уже ваша (правильно оформленная). Если вы не можете найти государственный закон, спросите об исполкоме. Что будет, если он все еще где-то хранится?
— Еще один документ, дающий право на бессрочную бесплатную приватизацию, — протокол общего собрания СНТ, на котором было принято решение о предоставлении гражданам сговора», — говорит Гильфанова.
Однако само СНТ должно постоянно получать участки в пользование. Однако проблема в том, что во многих СНТ они практически не архивировались, а чаще всего общие собрания по предоставлению участков просто не проводились. Проблема в том, что решение принимал председатель товарищества. Так, в пакете документов, который садовод подал в исполком в заявлении на бесплатную приватизацию, была справка от председателя сада.
— Однако такая справка не ссылается на закон. Поэтому, скорее всего, исполком ее не примет, и, возможно, садоводу придется обращаться в суд, предупреждает юрист.
‘В Росреестр в Татарстане, например, часто обращаются граждане, которые владеют дачными домами и не один десяток лет, но никаких документов, кроме книжки садовода, нет’, — говорится в сообщении.
Эксперт Росреестра, юрист Гильфанова отмечает, что граждане совершают сразу две ошибки. Во-первых, членские книжки не дают им права освобождать приватизационные участки. Во-вторых, чтобы воспользоваться приватизационным документом, нужно обратиться в Росреестр, а тот, в свою очередь, — в городской или областной исполнительный комитет.
— У садоводов есть способы сохранить свое право на освобождение от приватизации и после 1 марта. Заявление в исполком (со всеми необходимыми документами) нужно подать до 28 февраля, причем сделать это советуют как юристы, так и эксперты Рослимущества.
В Татарстане есть муниципалитеты, где чиновники создают искусственные препятствия для бесплатной приватизации. Так, например, поступает Азат Гильфанов, глава садоводческого товарищества Татарстана.
— Садоводам вполне по силам возродить 20-30 СНТ, разрушившихся вблизи юго-восточных городов (Лениногорск, Альметьевск, Азнакаево, Бавлы и др.). При этом оговаривается, что в Татарстане будет продолжена программа государственной поддержки садоводства и программа бесплатной приватизации садовых участков. Каждое возрожденное СНТ имеет 500-600 участков по 5 га. С этой земли садоводы платят налоги в бюджет. Однако лениногорцы почему-то не принимают заявление на бесплатную приватизацию и требуют возмещения. В Альметьевске такая практика тоже существует. Мы договорились с Динекиным и вместе поехали в эти города и договорились напрямую с мэрами.
Имеет смысл зафиксировать тот факт, что садоводы в Альметьевске и Лениногорске сейчас подали документы или пытались подать документы на бесплатную приватизацию, но сотрудники их не приняли. После этого можно требовать приватизации через суд.