Министерство юстиции Российской Федерации рассмотрело запрос о получении информации о государственной регистрации актов гражданского состояния в рамках своей компетенции и представляет следующее.
Согласно Федеральному закону от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», гражданам выдаются свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденные бланки которых определены приказом Минюста России от 13.08.2018 N 167.
Также, согласно статье 9 Федерального закона N 143-ФЗ, предусмотрена выдача гражданам иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие государственной регистрации акта гражданского состояния, утвержденных приказом Минюста России от 01.10.2018 N 200 (например, справки о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, а также справки об отсутствии государственной регистрации акта гражданского состояния).
С 01.10.2018 года введен Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС), согласно Федеральному закону от 23.06.2016 N 219-ФЗ, на территории Российской Федерации, который включает в себя записи, начиная с 1926 года, конвертированные в электронный формат.
В соответствии с Федеральным законом N 143-ФЗ, Федеральная налоговая служба обеспечивает обработку записей актов гражданского состояния в ЕГР ЗАГС без учета территориальных границ субъектов Российской Федерации. В настоящее время органы ЗАГС производят проверку всех записей актов гражданского состояния, составленных на территории Российской Федерации и содержащихся в ЕГР ЗАГС.
Федеральный закон от 02.07.2021 N 358-ФЗ внес изменения в пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 143-ФЗ, что позволяет получать государственную услугу по государственной регистрации актов гражданского состояния по месту обращения заявителя, независимо от его места жительства или пребывания, с эффективностью с 30.12.2021 года.
Минюст России в настоящее время совместно с заинтересованными федеральными органами работает над возможностью подачи заявлений о выдаче справки о государственной регистрации акта гражданского состояния в электронной форме через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Информация, содержащаяся в формах справок, включает данные о лицах, к которым они относятся, а также о фамилиях после заключения или расторжения брака. Кроме того, они могут включать иные сведения, не предусмотренные формой, но включенные в запись акта гражданского состояния, на основании которой выдается документ.
Например, в случае, когда гражданин вступал в брак с 01.03.2010 по 05.06.2015, затем повторно поженился 10.08.2017 и находится в браке по сей день, орган ЗАГС предоставит следующие справки по его запросу:
- Справка о расторжении первого брака (форма N 7), с указанием в разделе «Иные сведения» реквизитов записи акта о заключении первого брака;
- Справка об отсутствии государственной регистрации акта гражданского состояния (форма N 15), подтверждающая отсутствие записи акта о заключении брака в период с 05.06.2015 по 10.08.2017;
- Справка о заключении брака (форма N 5), удостоверяющая факт нахождения гражданина в зарегистрированном браке с 10.08.2017 и до настоящего времени.
За выдачу повторного свидетельства или справки о государственной регистрации акта гражданского состояния взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации: 350 рублей и 200 рублей соответственно.
Также рассматривается позиция Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно письму МВД России от 14.09.2021 N 3/177720851984, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность на территории страны в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2021 N 1205 внесены изменения в Положение, направленные на улучшение удобства использования паспорта, включая развитие дистанционных механизмов взаимодействия с гражданами и организациями.
В условиях цифровой трансформации государственного управления нет необходимости в проставлении отметок о ранее выданных паспортах, так как основные данные о гражданах накапливаются и предоставляются заинтересованным ведомствам по запросу из информационных систем органов власти.
МВД России предоставляет участникам финансового рынка доступ к информации о статусе паспорта через информационные системы, обеспечивая использование электронного сервиса «Сервисный концентратор» МВД России (SID0003418) через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
Банк России в своих нормативных актах также предписывает кредитным организациям использовать соответствующие информационные сервисы для идентификации клиентов и иных участников финансовых операций.
Информация о ранее выданных паспортах, указанная в паспорте, является исключительно информационной и может свидетельствовать о замене документа не только при изменении личных данных, но и по другим основаниям, например, при заключении брака.
МВД России подчеркивает, что Положением Банка России определен исчерпывающий порядок идентификации физических лиц для борьбы с легализацией доходов и финансированием терроризма. Поэтому инициатива предоставлять информацию о ранее выданных паспортах участникам финансового рынка из баз данных МВД России считается излишней.
Директор Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой |
Р.Е. Рябый |
Краткое изложение документа
В случае, если мужчина вступал в брак с 01.03.2010 по 05.06.2015, затем повторно с 10.08.2017 и состоит в браке в настоящее время, орган ЗАГС предоставит следующие документы по его запросу:
— справку о расторжении предыдущего брака;
— справку о нерегистрации брака в период с 05.06.2015 по 10.08.2017;
— свидетельство о заключении текущего брака.
За выдачу повторного свидетельства или справки о государственной регистрации акта гражданского состояния взимается госпошлина.
В условиях цифровизации отпала необходимость в обязательном указании ранее выданных паспортов в паспорте.
Участникам финансового рынка доступна информация о статусе паспорта из информационных систем МВД. Поэтому инициатива о предоставлении данных о ранее выданных паспортах считается излишней.
Для ознакомления с актуальным текстом документа и получения полной информации о его вступлении в силу, изменениях и порядке применения рекомендуем воспользоваться поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ.
Процесс запроса информации о регистрации гражданских документов
Порядок обжалования решений о предоставлении или отказе в предоставлении информации
В данном разделе рассматривается процедура апелляции по решениям, касающимся получения информации о фактах оформления личных документов. Отказ или согласие на предоставление таковой может быть оспорено гражданами или организациями через установленные правительством пути.
Оспаривание данных решений представляет собой важный аспект правовой защиты интересов граждан в сфере оформления и хранения личной информации. Процедура подачи жалобы может включать в себя необходимость подачи документов, обосновывающих необходимость получения такой информации, а также аргументацию, связанную с законностью отказа или предоставления доступа к сведениям.
Каждое административное действие, включая отказ или предоставление информации, может быть обжаловано через специальные правовые инстанции, обеспечивая таким образом право граждан на обжалование действий органов, занимающихся регистрацией личных данных. По результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение о пересмотре исходного решения или подтверждении законности совершенных административных действий.
Как получить информацию о записях о семейном положении граждан
Шаг 1: | Определение процедур для электронного запроса информации о семейном статусе |
Шаг 2: | Изучение процесса обжалования решений о предоставлении данных |
Шаг 3: | Сроки и условия хранения информации о семейном положении граждан |
Запрашиваемая информация предоставляется с учетом нормативных актов, регулирующих сбор, хранение и распространение данных о семейном статусе. В статье подробно описываются условия доступа к информации и основания для ее обращения, а также механизмы, предусмотренные законодательством для обжалования отказов в предоставлении сведений.
Этапы получения информации о факте законного оформления личных событий
Раздел №11 статьи предоставляет исчерпывающую информацию о процессе запроса и получения сведений о регистрации личных событий. Основной упор делается на последовательность шагов, которые необходимо выполнить для успешного получения необходимых данных.
- Первый этап предполагает ознакомление с необходимыми правовыми основами, регулирующими процедуру запроса и предоставления сведений.
- Второй этап включает ознакомление с электронными инструментами, доступными для осуществления запроса информации.
- Третий этап касается процедуры обжалования в случае отказа в предоставлении необходимых данных.
- Четвертый этап подробно описывает условия хранения и сроки актуальности предоставляемой информации.
Каждый этап важен для обеспечения прав граждан на доступ к своим личным данным, сохраняя при этом необходимую конфиденциальность и соблюдение законодательных норм.