Автомобили, ограниченные в возможности перепродажи, известные как «ограниченные» автомобили, довольно часто встречаются на вторичном рынке. Потенциальные покупатели обычно узнают о «тёмной» истории машины через базы данных или от продавцов. Возникают случаи, когда ничего не подозревающие владельцы получают неприятные уведомления от дорожных служб, отказывающих в передаче автомобиля в их собственность.
Ограничение регистрации не является арестом, поэтому закон позволяет использовать такое транспортное средство. Хотя продажа или передача автомобиля другим лицам законно не разрешена, некоторые владельцы, испытывающие финансовые трудности, предпочитают проигнорировать это ограничение. На данный момент нет штрафных санкций за продажу автомобиля с ограничением доступа, и покупатели всегда заинтересованы, особенно если им предложат хорошую скидку.
Ограничение регистрации значительно снижает стоимость подержанного автомобиля — примерно на 20-30%. Сложно устоять перед таким предложением, верно? Но не стоит забывать о последствиях, мечтая о том, как потратить сэкономленные деньги на семейный отдых или частичное погашение ипотеки. Проблемы с таким автомобилем, без сомнений, настигнут, и худший сценарий — автомобиль внезапно могут забрать.
Очень вероятно, что, пока вы пользуетесь этим транспортным средством (хотя технически оно не ваше), судебные приставы, преследуя бывшего владельца-должника, начнут процесс возврата активов и объявят машину в розыск. Как только дорожные службы, проверяющие «чистоту» автомобиля, узнают о его статусе, они немедленно отбуксируют его на штрафстоянку, и вам придется полагаться на общественный транспорт.
Следующий шаг предполагает, что суд признает договор купли-продажи, подписанный вами с предыдущим владельцем, недействительным из-за незаконной продажи. Существует высокий риск, что продавец будет обязан вернуть вам деньги, но процесс сбора может оказаться долгим и сложным. Если дело дошло до возврата активов, это свидетельствует о серьезных проблемах у владельца.
Но это еще не все неприятности, которые могут поджидать «не владельца» автомобиля с ограничениями регистрации. Даже незначительная авария, которая оставила едва заметные повреждения, может превратиться в большую проблему. Получение страховки ОСАГО для такого автомобиля не проблема, однако реальная сложность заключается в получении возмещения ущерба.
Как известно, страховщики компенсируют ущерб по ОСАГО владельцу. Но в случае несчастного случая, кого они признают владельцем — вас с договором купли-продажи или бывшего и текущего зарегистрированного владельца? Это важный вопрос. Учитывая склонность страховых компаний к отказам в выплатах, можно предположить, что возникнут серьезные трудности с получением компенсации из-за различий в документах.
В общем, лучше избегать автомобилей с ограничениями регистрации. Если же вы уже допустили ошибку и подписали договор купли-продажи такого автомобиля, требуйте от предыдущего владельца решения его проблем, которые привели к ограничениям, или обратитесь в суд с требованием расторжения договора из-за существенных нарушений, совершенных продавцом.
Конечно, можно попытаться самостоятельно снять ограничения, обратившись в орган, выдавший документ с запретом. Вероятность того, что они проявят заинтересованность в разговоре с вами, не велика. Вы, ведь, не являетесь владельцем, чтобы решать их вопросы. Абсолютно точно.
Покупка автомобиля с ограничениями: опасности и риски
Покупатели автомобилей всё чаще попадают в неприятные ситуации, решившись на приобретение транспортного средства с запретом на регистрацию. Такие машины, как правило, привлекают потребителей своей комплектацией и техническим состоянием, а также низкой ценой по сравнению с рыночной стоимостью. Однако за ними часто последуют серьёзные проблемы, включая долги, угон или даже уголовные дела. «Известия» расскажут, на что нужно обращать внимание при таких покупках.
Продажа невозможна, а покупка?
Автомобили с ограничениями на регистрацию часто представлены на площадках продаж подержанных автомобилей. Например, на одной из таких платформ продается Hyundai ix35 — популярный кроссовер 2013 года выпуска. При среднерыночной цене 700-800 тыс. рублей этот автомобиль предлагается всего за 380 тыс. рублей.
Продавец честно сообщает о наличии ограничения в ГИБДД, однако при более детальном разговоре выясняется, что он не является владельцем автомобиля, а предыдущий хозяин оставил задолженность перед банком.
«Машина в хорошем состоянии, как видите на фото. Она с ограничением, которое не снимется. Пользуйтесь, как долго нужно, потом решите, что делать. Я уже пять лет на ней езжу, это была семейная машина, но теперь мне нужна новая. У старого владельца есть банковские долги, но они не касаются машины. Из-за этих долгов машина ограничена в регистрационных действиях, чтобы не продать ее. Если бы можно было снять ограничения, я бы давно это сделал. Я продаю ее за полцены», — описывает сделку владелец.
Один из аргументов покупки — отсутствие платежей за транспортный налог и штрафы за нарушения ПДД за пять лет эксплуатации. Однако предложение оформить сделку через нотариуса продавец отвергает.
«С ГИБДД проблем нет, они же не видят, что у меня нет прав, ПТС и страховки. Касательно сделки — что мы будем подписывать? Я не владелец», — возражает он.
Запишем в ПТС
Другая ситуация не менее занимательна. На неофициальном автосалоне продают кроссовер Suzuki Grand Vitara 2006 года за 225 тыс. рублей, в то время как среднерыночная стоимость составляет 350-400 тыс. рублей. По словам продавца, автомобиль в отличном состоянии, но у владельца есть долги, поэтому на авто наложены ограничения в ГИБДД. Автосалон получил кроссовер в обмен на новую машину с доплатой.
Заключить договор с владельцем-должником невозможно, так как он проживает 400 километров от автосалона.
Единственным подтверждением сделки будет вписывание покупателя в ПТС.
«Мы заключим простой договор, внесем вас в ПТС — и всё. Собственник живет за 400 километров, ему не стоит ехать. Вписываем вас просто шариковой ручкой», — уверяет сотрудник автосалона.
Для дилера или комиссионного магазина существует возможность занесения нового владельца в ПТС. Однако это осуществляется при условии, что автомобиль не подвергся аресту, и сделка проводится напрямую между номинальным владельцем и покупателем. По словам продавца, в данном случае владелец Grand Vitara не сможет лично присутствовать. Следовательно, такая сделка будет признана недействительной с юридической точки зрения. Помимо этого, продажа автомобиля, находящегося под арестом, будет квалифицирована правоохранительными органами как мошенничество, и машина может быть изъята в качестве доказательства в уголовном деле.
Авто с запретом на регистрацию — сделка стоит риска?
На вторичном рынке часто появляются выгодные предложения по автомобилям по привлекательной цене. Документы в порядке, а пробег — нормальный, но есть одно «но» — на автомобиль наложен запрет на регистрацию. Стоит ли рассматривать такой вариант покупки и в каких случаях экономия будет оправданной?
Просматривая объявления о продаже подержанных автомобилей, можно наткнуться на предложения, где цена значительно ниже рыночной, часто на 30—40%. Это кажется идеальным вариантом! Однако при ближайшем рассмотрении вы узнаете, что на автомобиль наложен запрет на регистрацию. Продавцы честно сообщают об этом — просто разные люди подают информацию по-разному. Одни выставляют вопрос откровенно: «Берите, если хотите», другие пытаются минимизировать значимость запрета.
Пока желание сэкономить не заглушило здравый смысл, важно прояснить несколько вопросов.
Что значит «запрет на регистрацию»?
Это ограничение на право оформления автомобиля в органах ГИБДД. Обычно такое ограничение накладывается судебными приставами из-за задолженности владельца перед государством: неуплата налогов, алиментов, кредитов, коммунальных услуг и т.д. Хотя ограничение касается только продажи автомобиля, его использование не запрещено. То есть теоретически, вы можете купить такой автомобиль и использовать его, не регистрируя. Однако на практике это может вызвать серьезные трудности, о которых мы попросили сделать комментарий эксперта, адвоката Сергея Радько.
Трудность 1. Проблемы с выплатой страховки
Страховать автомобиль с ограничением на регистрацию можно — через агента, например. Для этого не обязательно быть владельцем авто. Однако в случае ДТП ваши шансы получить выплаты на ремонт составляют всего 50%. Это зависит от того, кто будет признан владельцем автомобиля службой безопасности страховой компании: тот, у кого есть договор купли-продажи, или тот, на кого оформлены регистрационные документы.
Трудность 2. Риск конфискации автомобиля
Это может произойти по законным основаниям, например, если вы приобрели автомобиль с запретом на регистрацию и не зарегистрировали его в ГИБДД. Запрет был наложен из-за задолженности владельца по кредиту. Если владелец не в состоянии погасить долг, кредитор может обратиться к судебным приставам для взыскания. В таком случае запрет на отчуждение может перерасти в запрет на распоряжение автомобилем, даже если он не был заложен в банке. Последствия могут быть очень серьезными.
Как правильно покупать автомобиль с запретом на регистрацию?
Чтобы стать полноправным владельцем автомобиля и использовать его без проблем с ГИБДД, необходимо дождаться снятия ограничений с автомобиля.
Рассмотрим основные причины наложения запрета и возможные действия потенциального покупателя:
- Собственник автомобиля имеет задолженности по алиментам, кредитам, неоплаченные штрафы и т.д.
Если вы оказались в такой ситуации, как владелец автомобиля с ограничением на регистрационные действия, вам ничего не остается, кроме как ждать, пока собственник погасит долги перед бюджетом или кредитором. Необходимо помнить, что погашение долга само по себе не приводит к автоматическому снятию ограничений на регистрацию. Даже если пристав списал задолженность с карты должника, ему все равно потребуется вынести постановление о прекращении исполнительного производства, аннулировать ограничительные меры и передать эту информацию в ГИБДД, которая, в свою очередь, должна внести изменения в свою базу данных. Весь этот процесс может занять значительное время — не менее одного месяца.
В очередь, пожалуйста…
Покупка автомобиля с ограничением на регистрацию всегда — это как лотерея. Если вам повезет, вы сможете сэкономить немалые средства и временно пользоваться машиной, не регистрируя ее, в течение года или двух. В противном случае вы можете остаться без автомобиля и без ваших денег. Попытки расторгнуть договор купли-продажи чаще всего бесполезны, так как суд может обязать вас вернуть машину предыдущему владельцу, а вам — вернуть оплаченные средства. Но вряд ли человек с долговой историей будет спешить возвращать деньги первым делом. Так что добро пожаловать в клуб тех, кто сталкивается с такими проблемами!
Запрет на регистрационные действия с автомобилем.
Никогда не думал, что столкнусь с такой ситуацией, когда мой автомобиль будет иметь метку «Запрет на регистрационные действия». Проще говоря, это означает, что машину нельзя регистрировать, продавать или проводить другие юридические процедуры. Она находится под запретом. Моя машина — Daewoo Leganza — оказалась в центре этой истории.
Я подробно расписываю этот случай, потому что любой может столкнуться с подобной ошибкой. Мой случай — яркий пример того, как можно ошибиться, доверившись на слово. В конце 2015 года я обменивался машинами с человеком, с которым связывали только несколько знакомых. Он работал, и я думал, что могу ему доверять в любой момент.
Мы обменялись ключами и поехали каждый своей дорогой. С течением времени я решил продать машину и объявил об этом. Удивительно, что большинство звонков было из других регионов России. Я предоставил всю необходимую информацию, включая фотографии и видео, всем заинтересованным. Один из потенциальных покупателей запросил скриншот ПТС, и когда я его отправил, он проверил VIN через ГИБДД — и вот результат: «Запрет на регистрационные действия».
Проверив машину через ГИБДД, я увидел «Запрет от приставов», проверил человека через приставов — он оказался чист. Это было странно. Я понимал, что ситуация требует внимания, и решил временно отложить продажу машины. Вскоре после этого ко мне приехала проверка из Москвы, и у меня не было времени на решение проблемы с машиной.
Одно было ясно: «Как долго будут снимать этот запрет?» Ответа я не нашел. В интернете встречались разные истории — кто-то снимал запрет быстро, а кто-то мучался с этим месяцами.
Прошло полтора месяца. Связался с предыдущим владельцем:
— Игорь, ты в курсе, что на Леганзе запрещены регистрационные действия? И это с сентября 2014 года!
— Не может быть! Я все оплатил вовремя. В январе проходил регистрацию, никаких проблем не возникало.
— Ладно, заеду в МРЭО, узнаю детали, будь готов приехать.
— Окей, без проблем.
Я не знал точной процедуры, но понял, что нужно обращаться в ГИБДД.
Единственное, что беспокоило, — потребуется личное присутствие в МРЭО и ФССП. Однако оказалось иначе.
Так, направился в МРЭО.
В любом МРЭО есть должность «Инспектор по работе с правоохранительными органами». Этот специалист отвечает за взаимодействие с ФССП, участвует в судебных процессах и других делах.
В Пскове этот человек оказался доступен без очереди. Им оказалась молодая девушка, старший лейтенант.
Она проверила базу данных ГИБДД по номеру машины — действительно, запрет был.
Она распечатала документ и посоветовала обратиться к судебному приставу, который установил запрет.
Встретил судебного пристава, опять девушка.
Она проверила ФИО владельца и базы данных — он не был должником.
Я: Подождите, а что с запретом с 2014 года?
Пристав: Похоже, забыли сообщить в МРЭО. Он выплатил долг, но информация не была обновлена в базе.
Я: Как такое возможно?
Пристав: Ну, у нас тут такая текучка кадров, не удивительно.
Она выдала документ для МРЭО, подтверждающий отсутствие долгов и снятие запрета ФССП.
Она также обновила информацию в базе ФССП и направила ее в ГИБДД. «Чистота» машины должна была быть восстановлена в течение 1-5 рабочих дней.
Запрет был снят на второй рабочий день.
Этот случай был исключительным.
Я считаю, что мне повезло, что проблема была решена за несколько дней.
Фактически, я потратил два часа на поездки в МРЭО и ФССП, и самое важное:
— Все чиновники выполнили свою работу;
— Не было лишних препятствий или бюрократии;
— Не потребовали личного присутствия предыдущего владельца.
Из всего вышеописанного можно сделать три вывода:
Если вы столкнулись с подобной ситуацией, не паникуйте и не отчаивайтесь.
Сначала попытайтесь связаться с предыдущим владельцем и разъясните ситуацию.
В первую очередь посетите МРЭО и уточните детали. Они имеют всю необходимую информацию о запрете. Правоохранительные органы смогут помочь вам, если вы грамотно изложите свою проблему и не допустите агрессии. Если вам отказывают, вы имеете право на жалобу в вышестоящее руководство, это часто эффективно. Не стесняйтесь действовать. Инспекторы реагируют быстро, но инициатором является ФССП.
Поэтому во вторую очередь обращайтесь в ФССП. Разъясните ситуацию и добивайтесь поддержки приставов. Если они отказывают, вновь используйте право на жалобу в вышестоящее руководство.
Проблема может быть решена за несколько дней.
Избегайте таких сложностей до покупки автомобиля.
Приобретение автомобиля следует осуществлять только у его фактического владельца! Не доверяйте предложениям «друзья заняты-попросили показать», «тетя больна», «дедушка попросил». Если вдруг возникнет проблема, куда вы обратитесь? Где найти продавца? Он отключит телефон и «Привет, Андрей»! Диалог возможен только с настоящим владельцем. Все остальное — соблазн, который может закончиться ситуацией «Не Богу посох, ни черту кочерга».
— При покупке всегда первым делом просматривайте паспорт продавца и запоминайте/записывайте его прописку.
-Идеальный вариант — взять продавца за руку и пойти с ним в МРЭО. В одном окне оформляйте переоформление автомобиля и оплачивайте продавцу. Разумный человек всё поймёт.
-Никогда не ленитесь проверять владельца и автомобиль во всех доступных базах: ГИБДД, ФССП, залоговые регистры банков. И это следует сделать до осмотра автомобиля!
После осмотра вы, возможно, эмоционально «прилипнете», ведь машина может очень понравиться, и вы уже решите, что это «та самая» машина для вас — и пропустите все проверки.
Дополнительную информацию можно найти в первой части этой серии.
-Скачайте несколько приложений типа «Автоэксперт», «Автоассистент» и другие на свой смартфон. Большинство из них бесплатные и могут очень помочь.
И самое главное — почувствуйте «настроение недоверия» к продавцу. По умолчанию он пытается вас обмануть, не дайте ему этого сделать.
Не думайте, что вы самые умные и вас не могут обмануть. В рыночных отношениях нет места порядочности. Здесь действует главный принцип уголовного судопроизводства — презумпция невиновности. Он говорит, что не виновен? Докажите обратное!
И не забывайте:
Почему опасно управлять автомобилем с ограничениями регистрации
Автомобили, ограниченные в возможности перепродажи, известные как «ограниченные» автомобили, довольно часто встречаются на вторичном рынке. Потенциальные покупатели обычно узнают о «тёмной» истории машины через базы данных или от продавцов. Возникают случаи, когда ничего не подозревающие владельцы получают неприятные уведомления от дорожных служб, отказывающих в передаче автомобиля в их собственность.
Ограничение регистрации не является арестом, поэтому закон позволяет использовать такое транспортное средство. Хотя продажа или передача автомобиля другим лицам законно не разрешена, некоторые владельцы, испытывающие финансовые трудности, предпочитают проигнорировать это ограничение. На данный момент нет штрафных санкций за продажу автомобиля с ограничением доступа, и покупатели всегда заинтересованы, особенно если им предложат хорошую скидку.
Ограничение регистрации значительно снижает стоимость подержанного автомобиля — примерно на 20-30%. Сложно устоять перед таким предложением, верно? Но не стоит забывать о последствиях, мечтая о том, как потратить сэкономленные деньги на семейный отдых или частичное погашение ипотеки. Проблемы с таким автомобилем, без сомнений, настигнут, и худший сценарий — автомобиль внезапно могут забрать.
Очень вероятно, что, пока вы пользуетесь этим транспортным средством (хотя технически оно не ваше), судебные приставы, преследуя бывшего владельца-должника, начнут процесс возврата активов и объявят машину в розыск. Как только дорожные службы, проверяющие «чистоту» автомобиля, узнают о его статусе, они немедленно отбуксируют его на штрафстоянку, и вам придется полагаться на общественный транспорт.
Следующий шаг предполагает, что суд признает договор купли-продажи, подписанный вами с предыдущим владельцем, недействительным из-за незаконной продажи. Существует высокий риск, что продавец будет обязан вернуть вам деньги, но процесс сбора может оказаться долгим и сложным. Если дело дошло до возврата активов, это свидетельствует о серьезных проблемах у владельца.
Но это еще не все неприятности, которые могут поджидать «не владельца» автомобиля с ограничениями регистрации. Даже незначительная авария, которая оставила едва заметные повреждения, может превратиться в большую проблему. Получение страховки ОСАГО для такого автомобиля не проблема, однако реальная сложность заключается в получении возмещения ущерба.
Как известно, страховщики компенсируют ущерб по ОСАГО владельцу. Но в случае несчастного случая, кого они признают владельцем — вас с договором купли-продажи или бывшего и текущего зарегистрированного владельца? Это важный вопрос. Учитывая склонность страховых компаний к отказам в выплатах, можно предположить, что возникнут серьезные трудности с получением компенсации из-за различий в документах.
В общем, лучше избегать автомобилей с ограничениями регистрации. Если же вы уже допустили ошибку и подписали договор купли-продажи такого автомобиля, требуйте от предыдущего владельца решения его проблем, которые привели к ограничениям, или обратитесь в суд с требованием расторжения договора из-за существенных нарушений, совершенных продавцом.
Конечно, можно попытаться самостоятельно снять ограничения, обратившись в орган, выдавший документ с запретом. Вероятность того, что они проявят заинтересованность в разговоре с вами, не велика. Вы, ведь, не являетесь владельцем, чтобы решать их вопросы. Абсолютно точно.
Покупка автомобиля с ограничениями: опасности и риски
Покупатели автомобилей всё чаще попадают в неприятные ситуации, решившись на приобретение транспортного средства с запретом на регистрацию. Такие машины, как правило, привлекают потребителей своей комплектацией и техническим состоянием, а также низкой ценой по сравнению с рыночной стоимостью. Однако за ними часто последуют серьёзные проблемы, включая долги, угон или даже уголовные дела. «Известия» расскажут, на что нужно обращать внимание при таких покупках.
Продажа невозможна, а покупка?
Автомобили с ограничениями на регистрацию часто представлены на площадках продаж подержанных автомобилей. Например, на одной из таких платформ продается Hyundai ix35 — популярный кроссовер 2013 года выпуска. При среднерыночной цене 700-800 тыс. рублей этот автомобиль предлагается всего за 380 тыс. рублей.
Продавец честно сообщает о наличии ограничения в ГИБДД, однако при более детальном разговоре выясняется, что он не является владельцем автомобиля, а предыдущий хозяин оставил задолженность перед банком.
«Машина в хорошем состоянии, как видите на фото. Она с ограничением, которое не снимется. Пользуйтесь, как долго нужно, потом решите, что делать. Я уже пять лет на ней езжу, это была семейная машина, но теперь мне нужна новая. У старого владельца есть банковские долги, но они не касаются машины. Из-за этих долгов машина ограничена в регистрационных действиях, чтобы не продать ее. Если бы можно было снять ограничения, я бы давно это сделал. Я продаю ее за полцены», — описывает сделку владелец.
Один из аргументов покупки — отсутствие платежей за транспортный налог и штрафы за нарушения ПДД за пять лет эксплуатации. Однако предложение оформить сделку через нотариуса продавец отвергает.
«С ГИБДД проблем нет, они же не видят, что у меня нет прав, ПТС и страховки. Касательно сделки — что мы будем подписывать? Я не владелец», — возражает он.
Запишем в ПТС
Другая ситуация не менее занимательна. На неофициальном автосалоне продают кроссовер Suzuki Grand Vitara 2006 года за 225 тыс. рублей, в то время как среднерыночная стоимость составляет 350-400 тыс. рублей. По словам продавца, автомобиль в отличном состоянии, но у владельца есть долги, поэтому на авто наложены ограничения в ГИБДД. Автосалон получил кроссовер в обмен на новую машину с доплатой.
Заключить договор с владельцем-должником невозможно, так как он проживает 400 километров от автосалона.
Единственным подтверждением сделки будет вписывание покупателя в ПТС.
«Мы заключим простой договор, внесем вас в ПТС — и всё. Собственник живет за 400 километров, ему не стоит ехать. Вписываем вас просто шариковой ручкой», — уверяет сотрудник автосалона.
Для дилера или комиссионного магазина существует возможность занесения нового владельца в ПТС. Однако это осуществляется при условии, что автомобиль не подвергся аресту, и сделка проводится напрямую между номинальным владельцем и покупателем. По словам продавца, в данном случае владелец Grand Vitara не сможет лично присутствовать. Следовательно, такая сделка будет признана недействительной с юридической точки зрения. Помимо этого, продажа автомобиля, находящегося под арестом, будет квалифицирована правоохранительными органами как мошенничество, и машина может быть изъята в качестве доказательства в уголовном деле.
Авто с запретом на регистрацию — сделка стоит риска?
На вторичном рынке часто появляются выгодные предложения по автомобилям по привлекательной цене. Документы в порядке, а пробег — нормальный, но есть одно «но» — на автомобиль наложен запрет на регистрацию. Стоит ли рассматривать такой вариант покупки и в каких случаях экономия будет оправданной?
Просматривая объявления о продаже подержанных автомобилей, можно наткнуться на предложения, где цена значительно ниже рыночной, часто на 30—40%. Это кажется идеальным вариантом! Однако при ближайшем рассмотрении вы узнаете, что на автомобиль наложен запрет на регистрацию. Продавцы честно сообщают об этом — просто разные люди подают информацию по-разному. Одни выставляют вопрос откровенно: «Берите, если хотите», другие пытаются минимизировать значимость запрета.
Пока желание сэкономить не заглушило здравый смысл, важно прояснить несколько вопросов.
Что значит «запрет на регистрацию»?
Это ограничение на право оформления автомобиля в органах ГИБДД. Обычно такое ограничение накладывается судебными приставами из-за задолженности владельца перед государством: неуплата налогов, алиментов, кредитов, коммунальных услуг и т.д. Хотя ограничение касается только продажи автомобиля, его использование не запрещено. То есть теоретически, вы можете купить такой автомобиль и использовать его, не регистрируя. Однако на практике это может вызвать серьезные трудности, о которых мы попросили сделать комментарий эксперта, адвоката Сергея Радько.
Трудность 1. Проблемы с выплатой страховки
Страховать автомобиль с ограничением на регистрацию можно — через агента, например. Для этого не обязательно быть владельцем авто. Однако в случае ДТП ваши шансы получить выплаты на ремонт составляют всего 50%. Это зависит от того, кто будет признан владельцем автомобиля службой безопасности страховой компании: тот, у кого есть договор купли-продажи, или тот, на кого оформлены регистрационные документы.
Трудность 2. Риск конфискации автомобиля
Это может произойти по законным основаниям, например, если вы приобрели автомобиль с запретом на регистрацию и не зарегистрировали его в ГИБДД. Запрет был наложен из-за задолженности владельца по кредиту. Если владелец не в состоянии погасить долг, кредитор может обратиться к судебным приставам для взыскания. В таком случае запрет на отчуждение может перерасти в запрет на распоряжение автомобилем, даже если он не был заложен в банке. Последствия могут быть очень серьезными.
Как правильно покупать автомобиль с запретом на регистрацию?
Чтобы стать полноправным владельцем автомобиля и использовать его без проблем с ГИБДД, необходимо дождаться снятия ограничений с автомобиля.
Рассмотрим основные причины наложения запрета и возможные действия потенциального покупателя:
- Собственник автомобиля имеет задолженности по алиментам, кредитам, неоплаченные штрафы и т.д.
Если вы оказались в такой ситуации, как владелец автомобиля с ограничением на регистрационные действия, вам ничего не остается, кроме как ждать, пока собственник погасит долги перед бюджетом или кредитором. Необходимо помнить, что погашение долга само по себе не приводит к автоматическому снятию ограничений на регистрацию. Даже если пристав списал задолженность с карты должника, ему все равно потребуется вынести постановление о прекращении исполнительного производства, аннулировать ограничительные меры и передать эту информацию в ГИБДД, которая, в свою очередь, должна внести изменения в свою базу данных. Весь этот процесс может занять значительное время — не менее одного месяца.
В очередь, пожалуйста…
Покупка автомобиля с ограничением на регистрацию всегда — это как лотерея. Если вам повезет, вы сможете сэкономить немалые средства и временно пользоваться машиной, не регистрируя ее, в течение года или двух. В противном случае вы можете остаться без автомобиля и без ваших денег. Попытки расторгнуть договор купли-продажи чаще всего бесполезны, так как суд может обязать вас вернуть машину предыдущему владельцу, а вам — вернуть оплаченные средства. Но вряд ли человек с долговой историей будет спешить возвращать деньги первым делом. Так что добро пожаловать в клуб тех, кто сталкивается с такими проблемами!
Запрет на регистрационные действия с автомобилем.
Никогда не думал, что столкнусь с такой ситуацией, когда мой автомобиль будет иметь метку «Запрет на регистрационные действия». Проще говоря, это означает, что машину нельзя регистрировать, продавать или проводить другие юридические процедуры. Она находится под запретом. Моя машина — Daewoo Leganza — оказалась в центре этой истории.
Я подробно расписываю этот случай, потому что любой может столкнуться с подобной ошибкой. Мой случай — яркий пример того, как можно ошибиться, доверившись на слово. В конце 2015 года я обменивался машинами с человеком, с которым связывали только несколько знакомых. Он работал, и я думал, что могу ему доверять в любой момент.
Мы обменялись ключами и поехали каждый своей дорогой. С течением времени я решил продать машину и объявил об этом. Удивительно, что большинство звонков было из других регионов России. Я предоставил всю необходимую информацию, включая фотографии и видео, всем заинтересованным. Один из потенциальных покупателей запросил скриншот ПТС, и когда я его отправил, он проверил VIN через ГИБДД — и вот результат: «Запрет на регистрационные действия».
Проверив машину через ГИБДД, я увидел «Запрет от приставов», проверил человека через приставов — он оказался чист. Это было странно. Я понимал, что ситуация требует внимания, и решил временно отложить продажу машины. Вскоре после этого ко мне приехала проверка из Москвы, и у меня не было времени на решение проблемы с машиной.
Одно было ясно: «Как долго будут снимать этот запрет?» Ответа я не нашел. В интернете встречались разные истории — кто-то снимал запрет быстро, а кто-то мучался с этим месяцами.
Прошло полтора месяца. Связался с предыдущим владельцем:
— Игорь, ты в курсе, что на Леганзе запрещены регистрационные действия? И это с сентября 2014 года!
— Не может быть! Я все оплатил вовремя. В январе проходил регистрацию, никаких проблем не возникало.
— Ладно, заеду в МРЭО, узнаю детали, будь готов приехать.
— Окей, без проблем.
Я не знал точной процедуры, но понял, что нужно обращаться в ГИБДД.
Единственное, что беспокоило, — потребуется личное присутствие в МРЭО и ФССП. Однако оказалось иначе.
Так, направился в МРЭО.
В любом МРЭО есть должность «Инспектор по работе с правоохранительными органами». Этот специалист отвечает за взаимодействие с ФССП, участвует в судебных процессах и других делах.
В Пскове этот человек оказался доступен без очереди. Им оказалась молодая девушка, старший лейтенант.
Она проверила базу данных ГИБДД по номеру машины — действительно, запрет был.
Она распечатала документ и посоветовала обратиться к судебному приставу, который установил запрет.
Встретил судебного пристава, опять девушка.
Она проверила ФИО владельца и базы данных — он не был должником.
Я: Подождите, а что с запретом с 2014 года?
Пристав: Похоже, забыли сообщить в МРЭО. Он выплатил долг, но информация не была обновлена в базе.
Я: Как такое возможно?
Пристав: Ну, у нас тут такая текучка кадров, не удивительно.
Она выдала документ для МРЭО, подтверждающий отсутствие долгов и снятие запрета ФССП.
Она также обновила информацию в базе ФССП и направила ее в ГИБДД. «Чистота» машины должна была быть восстановлена в течение 1-5 рабочих дней.
Запрет был снят на второй рабочий день.
Этот случай был исключительным.
Я считаю, что мне повезло, что проблема была решена за несколько дней.
Фактически, я потратил два часа на поездки в МРЭО и ФССП, и самое важное:
— Все чиновники выполнили свою работу;
— Не было лишних препятствий или бюрократии;
— Не потребовали личного присутствия предыдущего владельца.
Из всего вышеописанного можно сделать три вывода:
Если вы столкнулись с подобной ситуацией, не паникуйте и не отчаивайтесь.
Сначала попытайтесь связаться с предыдущим владельцем и разъясните ситуацию.
В первую очередь посетите МРЭО и уточните детали. Они имеют всю необходимую информацию о запрете. Правоохранительные органы смогут помочь вам, если вы грамотно изложите свою проблему и не допустите агрессии. Если вам отказывают, вы имеете право на жалобу в вышестоящее руководство, это часто эффективно. Не стесняйтесь действовать. Инспекторы реагируют быстро, но инициатором является ФССП.
Поэтому во вторую очередь обращайтесь в ФССП. Разъясните ситуацию и добивайтесь поддержки приставов. Если они отказывают, вновь используйте право на жалобу в вышестоящее руководство.
Проблема может быть решена за несколько дней.
Избегайте таких сложностей до покупки автомобиля.
Приобретение автомобиля следует осуществлять только у его фактического владельца! Не доверяйте предложениям «друзья заняты-попросили показать», «тетя больна», «дедушка попросил». Если вдруг возникнет проблема, куда вы обратитесь? Где найти продавца? Он отключит телефон и «Привет, Андрей»! Диалог возможен только с настоящим владельцем. Все остальное — соблазн, который может закончиться ситуацией «Не Богу посох, ни черту кочерга».
— При покупке всегда первым делом просматривайте паспорт продавца и запоминайте/записывайте его прописку.
-Идеальный вариант — взять продавца за руку и пойти с ним в МРЭО. В одном окне оформляйте переоформление автомобиля и оплачивайте продавцу. Разумный человек всё поймёт.
-Никогда не ленитесь проверять владельца и автомобиль во всех доступных базах: ГИБДД, ФССП, залоговые регистры банков. И это следует сделать до осмотра автомобиля!
После осмотра вы, возможно, эмоционально «прилипнете», ведь машина может очень понравиться, и вы уже решите, что это «та самая» машина для вас — и пропустите все проверки.
Дополнительную информацию можно найти в первой части этой серии.
-Скачайте несколько приложений типа «Автоэксперт», «Автоассистент» и другие на свой смартфон. Большинство из них бесплатные и могут очень помочь.
И самое главное — почувствуйте «настроение недоверия» к продавцу. По умолчанию он пытается вас обмануть, не дайте ему этого сделать.
Не думайте, что вы самые умные и вас не могут обмануть. В рыночных отношениях нет места порядочности. Здесь действует главный принцип уголовного судопроизводства — презумпция невиновности. Он говорит, что не виновен? Докажите обратное!
И не забывайте: